Телевизионный сериал «Четыре танкиста и собака» снят польскими кинематографистами по мотивам одноимённой повести писателя Януша Пшимановского. Фильм имел грандиозный успех не только в Польше, но и в СССР, а также в других странах социалистического блока. История танка «Рыжий», его отважного экипажа и овчарки по кличке Шарик покорила не только подростковую, но и взрослую аудиторию. Из-за этого вместо семи или восьми эпизодов, как планировалось изначально, фильм вырос до 21 серии.









Будучи военным корреспондентом, Пшимановский встречал огромное количество людей, фиксировал их истории, типажи и характеры. Впоследствии из этого множества писатель сконструировал образы своих героев. Только у одного из четверых танкистов — у Ольгерда, первого командира танка Т-34-85 «Рыжий», был реальный прототип. Этого человека звали Василий Тюфяков, он был выпускником Полтавского танкового училища, и с 1943 года сражался в составе Войска Польского, проявив себя бесстрашным и умелым командиром. Во время боёв за освобождение Польши он бился с гитлеровцами так отчаянно, что те назначили за его голову внушительную денежную награду.



Остальные герои сериала, хоть и являлись собирательными образами, всё равно были показаны исключительно достоверно и ярко. Рано повзрослевший на войне Янек Кос, рассудительный Густлик, кажущийся простаком Томаш и темпераментный Григорий Саакашвили — все они были очень живыми, симпатичными и интересными.



Всех актёров, сыгравших главные роли, ждала огромная популярность. Их узнавали на улицах, фотографировали, брали автографы. Для того чтобы вместить всех желающих попасть на встречу с артистами, приходилось проводить подобные мероприятия на стадионах. Под впечатлением от сериала в польских школах создавались так называемые «Клубы Танкистов», проводились уроки, постановки и спектакли. «Тёмной» стороной этой популярности стало то, что долгие годы актёры не могли найти себе ролей в иных жанрах, кроме военного.



Отдельного рассказа заслуживает Шарик — пес Янека Коса, «пятый член экипажа». Его образ на экране воплощали два пса: Триммер и Целер. Целер был задействован во всех боевых сценах, но обладал достаточно тяжелым нравом и потому в игровых эпизодах не участвовал. Триммер, в свою очередь, великолепно показывал себя именно в роли обаятельного и симпатичного пса, так что в итоге именно он считается «главным» в этой паре. Фотографии с чернильным оттиском его лапы пользовались огромной популярностью у польских детей. После смерти Триммера в 1979 году его чучело было помещено в музей. Чтобы уберечь экспонат от участи быть растащенным по клочку на сувениры, чучело пришлось спрятать под стекло.



Объективно говоря, сериал не был исторически достоверным. Немцы в нём были безликими и не слишком интеллектуальными врагами, своего рода антуражем, благодаря которому герои могли совершать свои подвиги. Вместе с тем в нём не наблюдалось традиционной ненависти к противникам, характерной для военных кинофильмов того времени. А Густлик, например, в ходе фильма даже умудрился «перевоспитать» пленного немецкого обер-лейтенанта, который затем стал заместителем коменданта города Ритцен. Вообще, для фильма о войне сериал был весьма добрым, наивным и веселым.



Много лет этот фильм регулярно показывался на телевидении, и всякий раз во время его трансляции пустели дворы, улицы, магазины. Дети самозабвенно играли в танкистов, деля между собой роли главных героев. Даже сейчас он остаётся для зрителей одним из любимых старых фильмов.